Ножи выживания боевых летчиков
Изначально ножи выживания появились в авиации, где использовались для экстренного покидания машины приземлившейся в аварийном режиме.
"Жесткая" посадка часто деформировала люки, что требовало изготовления импровизированных выходов в непредназначенных для этого зонах металлического фюзеляжа.
За подобными изделиями закрепился американский акроним ASEK - Aircrew Survival / Egress Knife, что можно перевести как "нож для выживания и экстренного покидания борта".
Одним из первых, еще в 1934 г, на снабжение боевых летных экипажей США в тропиках в составе джунглевого спасательного комплекта (Kit, Jungle Emergency) попал нож выживания, представлявший собой мачетеподобный боуи с клинком длиной 356 мм - Collins No. 18.
Столь крупногабаритное изделие вызывало существенные неудобства для летчиков небольших самолетов.
В 1941 г. на снабжение летных экипажей бомбардировщиков Хенкель приняли "бортовое мачете" (Bordmachete fur Fliegerbesatzungen, Einfuhrungsjahr 1941).
Чиновники Люфтваффе, утверждавшие этот образец, явно находились под влиянием художественных произведений про пиратов: мачете представляло собой саперный тесак с двухрядной пилой на обухе расширяющего к острию изогнутого клинка, длиной 410 мм. Он венчался рукоятью со стальным затыльником и накладками из бука на двух заклепках, а также мощной S-образной крестовиной.
С 1942-го военный летный спасательный комплект В-2 ВВС США пополнился складным мачете типа А-1. Изделие концептуально напоминало полускладной нож.
Клинок имел скругленный конец, а для защиты от травм выступающей частью использовался специальный металлический чехол, надеваемый на лезвийную часть перед его складыванием. В 1944-м военные от него отказались.
Отчасти дефицит ножей выживания удавалось покрыть за счет закупок в годы войны складных моделей.
Военно-морской флот США закупал для летчиков массивную (152 мм в сложенном состоянии) двухпредметную модель фермерского сконцевого складного ножа, известную как Giant (Jumbo) Jack Knife или Navy Pilots, 6". Он, в целом, недурно справлялся с возложенными функциями.
На противоположных концах рукояти модели размещался клинок с дополнительным консольным стопором и откидная пила, иногда с отверткой на конце, вместе со скобой для стропы.
В 1944-м, с принятием на снабжение спасательного жилета, Navy Pilots, 6" даже некоторое время являлся штатной единицей спасательного снаряжения пилота наряду со складным мачете, которым, впрочем, летный состав перестал пользоваться уже в середине 1940-х.
Наибольшее распространение ножи выживания получили в ВВС США во второй половине XX века, в связи с ведением боевых действий в корейской войне.
Нож для пилотов реактивной авиации (Jet Pilot Knife) был разработан в 1957 году Marbles Arms Corporation совместно с Бюро по вооружению военно-морского флота США.
Требования были достаточно жесткие: помимо возможности справляться с густым тропическим подлеском и забить гвоздь в 50-ти миллиметровую доску, нож должен был эффективно выпиливать части фюзеляжа самолета и вертолета для изготовления импровизированных люков.
Клинок, ограничитель и стальная головка-винт, закреплявшая наборную кожаную рукоять, воронились во избежание коррозии. Нож комплектовался кожаными ножнами с ременной петлей для ношения на поясном ремне и с карманом на передней их части для оселка.
Marbles Arms Corporation подвела жадность - цену, выставленную на нож выживания, военные посчитали чрезмерной, в результате чего контракт достался пришедшей на все готовое Camillus Cutlery Company.
Модель Camillas практически полностью копировала разработку Marbles: ради дешевизны была сделана погрубее, воронение заменили фосфатированием. Вместо технологически трудоемкого резьбового соединения головки с хвостовиком был применен более простой метод крепления - на заклепку.
В таком виде он просуществовал 5 лет, несмотря на массовое недовольство самих пилотов реактивных самолетов, которым нож при перегрузках наминал ребра.
В 1962 г. голос американских тружеников неба был услышан: появилась новая модификация, учитывающая, что тому времени флотские летчики перешли от ношения спасательных поясов к спасательным жилетам.
Наиболее крупные переделки коснулись ножен: их жесткость была повышена за счет вшитой пластины из алюминиевого сплава, исчез карман для оселка и петля для ношения на поясе: ее заменила серия отверстий по периметру ножен для их пришивания на жилет. Длина клинка сократилась до 127 мм, а на рукоять добавилась тонкая нейлоновая стропа для крепления ножа к ножнам во избежание случайной потери.
Не оставались в стороне и частники. Так, популярная модель ножа выживания 18 "Attack/Survival" от Randall, несмотря на воинственное название, появилась на основании рисунка, присланного на фирму в 1963 году капитаном Джоржем Инграхэмом из 94-го Медицинского соединения армии США.
Разработка предназначалась для пилотов и экипажей вертолетов: помещенная на обухе пилка предназначалась для прорезания дюралевых бортов и плексигласовых колпаков при неудачном приземлении.
Модель 15 "Airman" той же фирмы также создавалась в качестве ножа выживания для летного персонала.
Последняя модификация коснулась этой модели уже в 1967 году, когда свою часть этого пирога удалось получить еще одному подрядчику - компании Ontario.
В феврале 2002-го армейский центр по закупкам USA объявил конкурс на выбор поставщика для нового армейского ножа выживания.
Краткое резюме из обязательных функциональных требований к новому образцу содержало 26 пунктов.
Контракт достался американской Ontario Knife Co.
В апреле 2004-го летные экипажи армии США получили не просто нож выживания, а новую "ножевую систему" - U.S. military ASEK system.
В СССР фактически до 1980-х даже боевые летчики, штатного ножа выживания не имели, довольствуясь обычными серийными моделями, либо самоделками.
Только в 1983-м, в разгар войны в Афганистане, для снабжения летчиков военно-воздушных сил была разработана складная модель, выпускавшаяся вплоть до 1991 г.
Концептуально она напоминала американский фермерский складной нож, использовавшийся в годы Второй мировой. Разница была только в компоновке: клинок с фиксатором и пила с отверткой крепились на одной стороне (с одного бока), а скоба под страховочную стропу - с другого. Пила по металлу имела два ряда зубьев (для резки дюралевой обшивки самолета и оргстекла), отвертку "под шлиц" и паз для подтягивания различной шнуровки.
каталогКаталог холодного оружияШтыки, ножи, кинжалы (фото, ТТХ)
Для нужд летного состава ВВС СССР в комплекты летного НАЗ вместе с аварийно-спасательной моделью складного двухпредметного ножа вошло и мачете, произведенное заводом "Звезда" (Нижегородская обл.).
Его модифицированная версия входила и в состав НАЗа "Гранат-6", разработанного в интересах космонавтов. Мачете выполнялось с клинком в виде прямоугольного треугольника для удобства использования в качестве приклада, - "вершина" его крепилась в рукоять, имевшую узел крепления с рукоятью пистолета ТП-82, а заточка осуществлялась по "гипотенузе".