Ножи выживания боевых летчиков

Изначально ножи выживания появились в авиации, где использовались для экстренного покидания машины приземлившейся в аварийном режиме.

Экипаж после жесткой посадки
Разрезанная обшивка после аварийного приземления

"Жесткая" посадка часто деформировала люки, что требовало изготовления импровизированных выходов в непредназначенных для этого зонах металлического фюзеляжа.

За подобными изделиями закрепился американский акроним ASEK - Aircrew Survival / Egress Knife, что можно перевести как "нож для выживания и экстренного покидания борта".

Нож выживания Collins No. 18
Нож выживания пилотов Collins No. 18

Одним из первых, еще в 1934 г, на снабжение боевых летных экипажей США в тропиках в составе джунглевого спасательного комплекта (Kit, Jungle Emergency) попал нож выживания, представлявший собой мачетеподобный боуи с клинком длиной 356 мм - Collins No. 18.

Столь крупногабаритное изделие вызывало существенные неудобства для летчиков небольших самолетов.

В 1941 г. на снабжение летных экипажей бомбардировщиков Хенкель приняли "бортовое мачете" (Bordmachete fur Fliegerbesatzungen, Einfuhrungsjahr 1941).

Бортовое мачете обр. 1941 г.
Бортовое мачете обр. 1941 г, экипажей немецких бомбардировщиков Heinkel

Чиновники Люфтваффе, утверждавшие этот образец, явно находились под влиянием художественных произведений про пиратов: мачете представляло собой саперный тесак с двухрядной пилой на обухе расширяющего к острию изогнутого клинка, длиной 410 мм. Он венчался рукоятью со стальным затыльником и накладками из бука на двух заклепках, а также мощной S-образной крестовиной.

С 1942-го военный летный спасательный комплект В-2 ВВС США пополнился складным мачете типа А-1. Изделие концептуально напоминало полускладной нож.

Складное мачете А-1
Штатное аварийно-спасательное мачете A-1 летных экипажей ВВС США

Клинок имел скругленный конец, а для защиты от травм выступающей частью использовался специальный металлический чехол, надеваемый на лезвийную часть перед его складыванием. В 1944-м военные от него отказались.

Отчасти дефицит ножей выживания удавалось покрыть за счет закупок в годы войны складных моделей.

Военно-морской флот США закупал для летчиков массивную (152 мм в сложенном состоянии) двухпредметную модель фермерского сконцевого складного ножа, известную как Giant (Jumbo) Jack Knife или Navy Pilots, 6". Он, в целом, недурно справлялся с возложенными функциями.

Нож выживания Giant (Jumbo) Jack Knife
Нож выживания летчиков Navy Pilots, 6"

На противоположных концах рукояти модели размещался клинок с дополнительным консольным стопором и откидная пила, иногда с отверткой на конце, вместе со скобой для стропы.

В 1944-м, с принятием на снабжение спасательного жилета, Navy Pilots, 6" даже некоторое время являлся штатной единицей спасательного снаряжения пилота наряду со складным мачете, которым, впрочем, летный состав перестал пользоваться уже в середине 1940-х.

Наибольшее распространение ножи выживания получили в ВВС США во второй половине XX века, в связи с ведением боевых действий в корейской войне.

Нож для пилотов реактивной авиации (Jet Pilot Knife) был разработан в 1957 году Marbles Arms Corporation совместно с Бюро по вооружению военно-морского флота США.

Нож выживания пилотов ВВС США
Нож выживания Jet Pilot Knife от Marbles Arms Corporation

Требования были достаточно жесткие: помимо возможности справляться с густым тропическим подлеском и забить гвоздь в 50-ти миллиметровую доску, нож должен был эффективно выпиливать части фюзеляжа самолета и вертолета для изготовления импровизированных люков.

Клинок, ограничитель и стальная головка-винт, закреплявшая наборную кожаную рукоять, воронились во избежание коррозии. Нож комплектовался кожаными ножнами с ременной петлей для ношения на поясном ремне и с карманом на передней их части для оселка.

Marbles Arms Corporation подвела жадность - цену, выставленную на нож выживания, военные посчитали чрезмерной, в результате чего контракт достался пришедшей на все готовое Camillus Cutlery Company.

Модель Camillas практически полностью копировала разработку Marbles: ради дешевизны была сделана погрубее, воронение заменили фосфатированием. Вместо технологически трудоемкого резьбового соединения головки с хвостовиком был применен более простой метод крепления - на заклепку.

Нож выживания ВВС США
Нож выживания Jet Pilot Knife для ВВС США от Camillus

В таком виде он просуществовал 5 лет, несмотря на массовое недовольство самих пилотов реактивных самолетов, которым нож при перегрузках наминал ребра.

В 1962 г. голос американских тружеников неба был услышан: появилась новая модификация, учитывающая, что тому времени флотские летчики перешли от ношения спасательных поясов к спасательным жилетам.

Наиболее крупные переделки коснулись ножен: их жесткость была повышена за счет вшитой пластины из алюминиевого сплава, исчез карман для оселка и петля для ношения на поясе: ее заменила серия отверстий по периметру ножен для их пришивания на жилет. Длина клинка сократилась до 127 мм, а на рукоять добавилась тонкая нейлоновая стропа для крепления ножа к ножнам во избежание случайной потери.

Нож выживания 18 Attack/Survival
Нож выживания ВВС США 18 "Attack/Survival" от Randall

Не оставались в стороне и частники. Так, популярная модель ножа выживания 18 "Attack/Survival" от Randall, несмотря на воинственное название, появилась на основании рисунка, присланного на фирму в 1963 году капитаном Джоржем Инграхэмом из 94-го Медицинского соединения армии США.

Разработка предназначалась для пилотов и экипажей вертолетов: помещенная на обухе пилка предназначалась для прорезания дюралевых бортов и плексигласовых колпаков при неудачном приземлении.

Модель 15 "Airman" той же фирмы также создавалась в качестве ножа выживания для летного персонала.

Нож выживания морской пехоты США
Модель 15 "Airman" - нож выживания летного состава и морской пехоты США

Последняя модификация коснулась этой модели уже в 1967 году, когда свою часть этого пирога удалось получить еще одному подрядчику - компании Ontario.

В феврале 2002-го армейский центр по закупкам USA объявил конкурс на выбор поставщика для нового армейского ножа выживания.

Краткое резюме из обязательных функциональных требований к новому образцу содержало 26 пунктов.

Контракт достался американской Ontario Knife Co.

В апреле 2004-го летные экипажи армии США получили не просто нож выживания, а новую "ножевую систему" - U.S. military ASEK system.

Штатная система ASEK
Штатная система ASEK летных экипажей армии США

В СССР фактически до 1980-х даже боевые летчики, штатного ножа выживания не имели, довольствуясь обычными серийными моделями, либо самоделками.

Только в 1983-м, в разгар войны в Афганистане, для снабжения летчиков военно-воздушных сил была разработана складная модель, выпускавшаяся вплоть до 1991 г.

Аварийно-спасательный нож, СССР.
Штатный аварийно–спасательный нож, входил в состав НАЗа, СССР.

Концептуально она напоминала американский фермерский складной нож, использовавшийся в годы Второй мировой. Разница была только в компоновке: клинок с фиксатором и пила с отверткой крепились на одной стороне (с одного бока), а скоба под страховочную стропу - с другого. Пила по металлу имела два ряда зубьев (для резки дюралевой обшивки самолета и оргстекла), отвертку "под шлиц" и паз для подтягивания различной шнуровки.

каталогКаталог холодного оружияШтыки, ножи, кинжалы (фото, ТТХ)

Для нужд летного состава ВВС СССР в комплекты летного НАЗ вместе с аварийно-спасательной моделью складного двухпредметного ножа вошло и мачете, произведенное заводом "Звезда" (Нижегородская обл.).

Нож-мачете космонавтов, СССР.
Мачете из НАЗа авиационных и космических экипажей, СССР.

Его модифицированная версия входила и в состав НАЗа "Гранат-6", разработанного в интересах космонавтов. Мачете выполнялось с клинком в виде прямоугольного треугольника для удобства использования в качестве приклада, - "вершина" его крепилась в рукоять, имевшую узел крепления с рукоятью пистолета ТП-82, а заточка осуществлялась по "гипотенузе".