Вооружение янычар
После ликвидации янычар все, что было с ними связано, оказалось под запретом, но именно янычарский корпус (очага) до сих пор остается символом былой Турции.
Подразделения этого корпуса назывались орта, или ода.
Сабля "килидж" и сабля "пала"
Основным клинковым оружием турецкой армии вообще и янычарского корпуса в частности были килидж и пала.

Сабля "килидж". XVIII в.
Наиболее явным отличием килиджа от персидской сабли (шамшира) является ярко выраженная елмань с острым лезвием на ней. Предположительно, она появилась на турецком оружии в XV столетии. Такая же елмань есть и у палы, но клинок палы несколько шире, чем у килиджа, и имеет более резкий изгиб.

Сабля "пала". XVIII в.
Рукояти килиджа и палы делались из рога или кости и имели обычное для турецкого оружия каплевидное завершение. Крестовина с перекрестьем о двух огнивах, как правило, завершалась на концах продолговатыми округлыми утолщениями.

Сабля "шамшир". Конец XVIII в.
До середины XVII века боевые сабли изготавливались тяжелыми и чрезвычайно острыми, чтобы поражать противника несущего защитное вооружение. В XVII-XVIII веках клинки стали делать тоньше и оснащать долами, которые выполняли функцию своего рода ребер жесткости.
Все надписи на боевом оружии были исключительно религиозного содержания. Допускались изображения магического квадрата, где сумма чисел при сложении во всех направлениях составляет одно и то же число, а также баддух - счастливые числа и благопожелательные надписи. Часто на оружии встречается не только клеймо мастера, но и полностью приведенные имена кузнеца и заказчика, а также дата изготовления.
На клинках большинства сохранившихся экземпляров у окончания елмани золотой таушировкой поставлена точка или какое-либо мелкое изображение. Так мастер отмечал место, которым следует рубить. По его расчетам, при ударе именно этой частью клинка рука получает наименьшее сотрясение, и боец не чувствует усталости даже во время длительного боя.
Кинжал "кама" и кинжал "бебут"
Одним из самых распространенных видов турецкого оружия является кинжал.
Наиболее часто встречающийся кинжал - кама с прямым и широким клинком, похожий на те, какие носят на Кавказе, с той лишь разницей, что турецкие богато украшались кораллами. И среди кинжалов также встречаются изделия трапезундских мастеров. Декор этих изделий характеризуется серебряным басменным золоченым покрытием и большим количеством кораллов.

Кинжал "кама" украшенный кораллами. Трапезунд. Конец XVIII века.
Другим широко применявшимся типом кинжала был бебут - изогнутый обоюдоострый кинжал, который почтенные люди носили в различные собрания.

Кинжал "бебут" носили на собрания. Конец XVIII века.
Топоры
Кроме всего прочего вооружения, янычары имели топоры с большими полукруглыми лезвиями и короткими ратовищами.

Янычарский топор и топорики младших офицеров. XVI-XVIII в.
В "Истории возникновения законов янычарского корпуса" сказано неписаном законе топора. Янычар мог подойти к строящемуся дому и повесить на него свой топор. После этого хозяева строящегося дома не имели права продолжать работы, пока топор оставался на месте. Они собирали подарки, которые могли бы понравиться владельцу топора. Через некоторое время янычар возвращался и, если подарки его устраивали, снимал топор и уходил.
Кроме топоров рядовых янычар, в музеях находится большое количество небольших топориков, богато украшенных и с боевой точки зрения абсолютно нефункциональных. Они были принадлежностью невысоких офицерских чинов турецкой армии.
Булава
Старшие командиры, высшие чины турецкой армии, и, в частности янычарского корпуса, в качестве символа своей власти имели булавы.

Символ власти высших чинов турецкой армии - булава. XVIII век.
Некогда булавы применялись для проламывания доспехов противника, но с ликвидацией таковых они стали богато декорироваться и превратились в наиболее эффектные принадлежности высших командиров.
Ятаган
Как правило, большое внимание привлекает самое экзотическое оружие янычар - ятаган.

Длинные турецкие ножи - ятаганы. XVIII век.
Ятаганы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка? почему появилась такая форма рукояти?
В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган определяется как оружие, являющее собой нечто среднее между саблей и ножом.
Ношение и использование ятаганов в Турции было привилегией янычар. Будучи силой необузданной, они представляли опасность даже для самих турок, живших в городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам запретили выходить из ода с оружием. Во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик.
Нож стал увеличиваться в размерах и превратился в то, что мы знаем как ятаган. В самом деле, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган атрибутирован, как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526/27 году.
Необходимо отметить, что надписи на клинках ятаганов, в отличие от боевого оружия, могли быть светского содержания.
Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны и рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости.
Наиболее древний аналог такого клинка мы находим в Древней Греции. По данным археологических раскопок, аналогичный клинок имела так называемая махайра. Образцы этого оружия, найденные на территории нашей страны, датируются IV-III веками до н. э.
В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно, она и возникла именно как жертвенный нож, а оружием стала несколько позже.
Весьма родственным махайра предметом является кукри, без которого не может считаться полноценным мужчиной ни один гуркх.

Кукри - традиционное вооружение гуркхов
Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до н. э. на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, который использовался в этих же местах почти тридцать столетий назад
При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора V-IV веков до н. э., но практически точный аналог этой рукояти имеется на кавказских шашках, причем безотносительно к материалу, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же, как и ятаган, шашка в переводе означает "длинный нож".

"Уши" кавказских шашек
Изучение верований племен, населявших пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающийся у них тотем - это бык (точнее, тур - ископаемый бык).
Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет предположить, что эта форма рукояти свойственна ножам, связанным с культом быка.
Согласно гипотезе французских исследователей, Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) - это не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других обрядов надевал маску быка - тотема своего племени.
После извержения вулкана на острове Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э. жители Крита стали переселяться, и вместе с ними культ быка распространился в Фессалии, во Фракии, до Индии на востоке и до Кавказских гор - на севере.
Необходимо также отметить культ быка у непальских гуркхов.
Известно, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих, - кадж - изготавливался в форме кошачьего клыка. Это позволяет предположить, что клинки жреческих ножей для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка, исполнялись в форме бычьего рога.
Янычарский корпус был религиозным войском. Его члены посвящались в таинства ритуалов "танцующих дервишей", как называли бекташей, и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер, вполне объяснимо.
Огнестрельное оружие
Янычарский корпус изначально создавался из лучников, но довольно скоро их оружием стали арбалеты, а с XVII века и они были вытеснены ружьями. Мастерские по их изготовлению были прямо в очаге (так назывался янычарский корпус).

Турецкие кремнево-ударные штуцеры. XVII век.
Несмотря на хвалебные слова, сказанные о старых государственных ружьях, для янычара, согласно неписаному закону, считалось позором иметь казенное ружье.
Как профессионал, он должен был заказывать свой инструмент у хороших мастеров или в известных мастерских. Считалось, что ружье должно говорить о своем хозяине.

Варианты исполнения турецких режей. XVII век.
Ружья представляли собой, как правило, чрезвычайно богато украшенные изделия, но даже среди этих прекрасных образцов есть группа ружей, выделяющихся своей помпезностью и декоративной перегруженностью. Это так называемые трапезундские (тарабузанские) ружья.
Впервые термин "трапезундские ружья" встречается в описях Оружейной палаты времен Петра I.

Детель трапезундского ружья. Вторая половина XVII века.
История Трапезунда, по-турецки Тарабузана, ныне Трабзона, весьма драматична.
Трапезундская империя была создана в 1204 году внуками византийского императора Андроника I при содействии грузинской царицы Тамары.
В 1461 году империю завоевали турки-османы, и с тех пор она находилась в составе турецкого государства, за исключением некоторого времени в 1916 году, когда город взяли российские войска и превратили его в базу Российского Черноморского флота.
Будущий султан Селим I правил в Трапезунде с 1512 по 1520 год и на основании своего опыта повелел брать трапезундцев в янычары, с тем чтобы они были доносчиками и помогали предотвращать янычарские бунты.
каталогКаталог холодного оружияШтыки, ножи, кинжалы (фото, ТТХ)
Что касается других народностей, населяющих город, то греки занимались в основном торговлей, а армяне, напротив, получили всемирное признание как хорошие мастера.
Вероятно, что и в Трапезунде основу цехов оружейников и ювелиров составляли армянские мастера. Мотивы декора трапезундских ружей перекликаются с произведениями армянских ювелиров и орнаментикой армянского национального костюма.
Впрочем, трапезундские ружья выделяются не только своим декором, но и стилистикой изготовления. Одинаковый тип замков, идентичные стволы, большое количество антабок - крепежных колец (не менее 16-18) - характеризуют эти ружья. Им свойственна общая для турецких ружей форма приклада, ствола, замка и прочих деталей.